|
Новый эконом
Микроэкономика
Маркетинг
Автор - Гусев К.Б.
Маркетинг
Маркетинг (английское
marketing, от market — рынок) - это одна из систем управления
капиталистическим (частным) предприятием. Сегодня Маркетинг система
применяемая на подавляющем большинстве предприятий США и Западной
Европе. Данная система управления предприятием сегодня применяется и во
многих других государствах, в том числе и в России. Маркетинг
предполагает тщательный учёт процессов, происходящих на рынке для
принятия хозяйственных решений, то есть, все производство строится от
рынка, от потребительского спроса. Маркетинг возник в начале 20 века в
США, наибольшее распространение получила в 50—60-х годах в связи с
обострением проблемы сбыта и широким применением новых, так называемых
неценовых методов конкурентной борьбы (активная реклама, конкуренция
качеством, дифференциация продукта по ценовым возможностям и другие
способы привлечь покупателя к своей продукции). Подавляющее большинство
крупнейших корпораций США, Европы, Азии, Америки, Австралии и Африки
сегодня придерживается системы управления предприятием на основе
Маркетинга. Еще в начале 70-х годов в США функционировало около 400
частных исследовательских фирм, выполнявших по контрактам с монополиями
и крупными предприятиями исследования по проблемам изучения спроса
потребителей, их предпочтения по различным группам и слоям общества, их
финансовые возможности, взаимозаменяемость продуктов и так далее.
Благодаря данным исследованиям большая часть предприятий США и Европы
сделали заметный сдвиг производства в сторону потребителя. В отличие,
например, предприятий плановой экономики СССР, которые производили все
по плану, спущенному сверху и значительно оторванному от реального
спроса граждан СССР. Предприятия, применяющие в своем управлении систему
Маркетинга, напрямую производили для потребителя, что значительно
снижало издержки общего производства и повышало общественную
производительность труда, что, в конечном счете, вело и к снижению цен и
росту потребления. Увы, в это же время на предприятиях с плановой
экономикой росли остатки ненужной готовой продукции, росли реальные
затраты на производство, а, стало быть, и снижалась реальная
производительность труда предприятия в целом, а не отдельных его звеньев
(отдельных работников, бригад, участков), как расхваливалось в прессе
СССР, например. В конечном счете, все, что производится рано или поздно
должно быть прямо или косвенно потреблено людьми, а не кем-то или чем-то
неопознанным. Именно Маркетинговое управление производственными, да и
иными, предприятиями и дает то преимущество, что оно целенаправленно на
потребителя, а не на что-то абстрактное. К сожалению, построенное
плановое хозяйство СССР в отрыве от реальных нужд граждан и послужило
развалу не только экономики государства, но и СССР в целом. В СССР все
работали, все получали заработную плату, а магазины были пусты или
завалены всяким ненужным хламом, на который был затрачен колоссальный
народный труд. В СССР могли много раз, начиная с НЭПа убедится в том,
что плановая экономика в чистом виде, без применения рыночных начал,
является не лучшим методом развития экономики страны, но, увы, все так и
осталось. Да, плановая экономика хороша в экстренных ситуациях (война,
разруха и так далее), но в обычной, мирной жизни она тормоз, причем
затратный тормоз в развитии народного хозяйства.
Именно поэтому реальный капитал, в условиях рынка, в поисках
развития своих предприятий был просто вынужден повернуться лицом к
потребителю, ибо только в этом случае он мог рассчитывать на реальную (а
не мнимую, как было в СССР) окупаемость и прибыльность своих
предприятий. К сожалению, наследие СССР пока еще не дает в полной мере в
России применять Маркетинговую систему управления предприятиями,
особенно крупными, особенно в монополиях, где зачастую все проблемы
сбыта и прибыли решаются не в пользу потребителей, а с помощью цен,
связей и сомнительных госзаказов. Именно поэтому Россия пока еще не
может по ряду причин, государством с рыночной экономикой, экономикой, в
которой всегда прав потребитель, а не олигарх, монополист или чиновник.
От этого российская экономика лучше развиваться не будет, что мы сегодня
и наблюдаем. Да, сегодня в России изучают Маркетинг, много говорят о
нем, называют некоторых своих работников маркетологами, но на деле
Маркетинг в России сегодня применяют лишь малые и средние предприятия,
они просто вынуждены жить по реальным законам рынка, основанном на
спросе потребителя, а не на иных способах добычи денег. Чем отличается
экономика России от передовых с экономической точки зрения стран, тем,
что она пока еще, увы, полу рыночная. Основные, крупные предприятия
России – это либо монополисты, либо госпредприятия, для которых рыночные
отношения понятие абстрактное, и воспринимается ими только на внешнем
рынке, но не внутри страны. В этом то и основная сегодняшняя беда
российской экономики, и основной ее тормоз для развития.
В развитых государствах уже давно существуют международные
организации Маркетинга. Их цель – разработка и создание условий для
приспособления любого производства под интересы потребителя, к
общественному спросу, требованиям и конкуренции рынка, разработка
эффективного сбыта, улучшение качества продукции и активное продвижение
продуктов к потребителю. Основными вопросами Маркетинга являются:
- изучение потребительского спроса на определенную продукцию;
- изучение колебания цен и их зависимость от качества продукта;
- изучение возможностей продвижения своего продукта к потребителю
(реклама, ценовые и иные акции);
- развитие товарного ассортимента в своем направлении;
- условия хранения, сбыта и транспортировки своей продукции;
- управление и стимулирование торгово-сбытовых отделов и работников;
- оказание помощи потребителям по обслуживанию и ремонту (если надо)
своей реализованной продукции;
- организация связей по распространению рекламы и сбыту своей
продукции с другими предприятиями и лицами;
- возможности перестроения производства под изменение спроса;
- другие вопросы производственной, сбытовой и финансовой работы
предприятия.
В наше время ряд деятелей в области Маркетинга даже утверждают, что такая
система способствует социальному перерождению капиталистического строя в
экономическую систему, в центре которой стоит потребитель, его вкусы,
желания, запросы. Однако, стоит заметить, что само по себе производство
человека зародилось именно с целью удовлетворять свои потребности, а не
для простого обогащения. Но с появлением сначала натуральных денег, а
затем и условных, приносящих их владельцам не только возможности к росту
потребления, но и власти, о сути производства как-то немного забыли. И
сегодня пока, лишь Маркетинг стал напоминать людям, особенно деловым
людям, что производство должно в первую очередь служить самим же людям,
а не выбиванию их них денег.
Приятного познания микроэкономики!
|
Картинки
|
|