|
Новый эконом
Микроэкономика
Цена производства (дела)
Автор - Гусев К.Б.
Цена производства
- это стоимость произведённого товара, равная издержкам производства
плюс средняя отраслевая прибыль на весь авансированный капитал. Каждый
деловой человек заинтересован в получении максимальной прибыли на
вложенный капитал. Однако в различных отраслях и сферах общественного
производства изначально существуют и складываются в процессе развития
народного хозяйства неодинаковые условия хозяйственной деятельности,
обусловленные сырьевыми, технико-экономическими, трудовыми,
конъюнктурными и другими факторами. Основные причины межотраслевых
различий в размерах прибыли - это неравенство в доступности
материально-сырьевых и трудовых ресурсов, а также возможности роста
замещения ручного труда машинным и улучшением технологии производства,
то есть роста производительности труда. Именно возможность к более
быстрому получению каких-либо ресурсов и возможности наращивания
производительности труда, а так же изначально заложенная ценовая разница
(например, подакцизные товары, товары экспорта и другие), дают довольно
большое различие в возможности получения той или иной прибыли. В
результате чего между капиталистами развёртывается ожесточённая
конкурентная борьба за наиболее выгодные сферы приложения капитала. В
ходе межотраслевой конкуренции непрерывно происходят переливы
капитала из одной отрасли в другую, изменения уровня рыночных цен в
результате постоянного действия закона спроса и предложения. В
результате чего даже в развитых государствах с большой историей
свободных рыночных отношений равновеликие капиталы приносят
собственникам разную прибыль. Но, как известно, любая отрасль не
резиновая, и чем больше обостряется внутренняя отраслевая конкуренция,
тем меньше становится средняя внутриотраслевая прибыль, что приводит к
большей стабилизации цен. Однако, если бы реальная конкуренция, как
внутри отрасли, так и общенародная была бы естественная и свободная, то
она бы могла привести к более полному выравниванию средней прибыли, как
межотраслевой, так и внутриотраслевой. Но в силу вмешательства
государства (неправильная система налогообложения, субсидирования и так
далее), жесткой внеэкономической борьбы крупных капиталов с более
мелкими капиталами и в силу других не экономических методов, не дает
возможность полностью запуститься механизму свободной конкуренции. Все
это не позволяет прийти к выравниванию средней прибыли, как между
отраслями, так внутри отрасли. Поэтому, и сегодня, даже в высокоразвитых
государствах существуют, большое различие в получаемой прибыли на разных
предприятиях на равный вложенный капитал. И эта борьба постоянна, она
начинается внутри законодательных органов, внутри правительства, между
олигархами, что по большей части приводит просто к монополизации
отдельных отраслей или сфер народного хозяйства, завышению цен на
продукцию этих производств, падению общей конкуренции и другим
негативным последствиям для развития экономики государства.
Особенно хорошо негативные факторы, мешающие развитию
конкуренции, просматривается в экономике России. Благодаря действующему
законодательству, системе налогообложения и не очень удачным действиям
правительства в России процветает монополизм от мала до велика, начиная
с добычи природных ресурсов и заканчивая оптовой торговлей алкоголем и
сигаретами. Диктат условий может идти как от поставщиков, так и от сетей
розничной торговли. Чем крупнее дело, тем больше его диктат. Увы,
антимонопольное законодательство и антимонопольная деятельность
различных органов власти, больше создает видимость борьбы с
монополизмом, чем борется. Естественные и около естественные монополии
сегодня даже давят на государство, выжимая из него различные
дополнительные льготные условия, субсидии, завышенные цены на свою
продукцию и так далее. Показывая якобы свою минимальную цену
производства (или себестоимость), которая, конечно же на самом деле
завышена, они утверждают, что работают и так на пределе. Хотя мало кто
из них пытался при этом на самом деле оптимизировать свои затраты, а вот
раздувать, пожалуйста.
В условиях слабой конкуренции, разумеется, Цена производства
становится понятием не стабильным, то прыгающая вверх, то падающая вниз
как внутри отрасли, так и в общем народном хозяйстве. Однако, не смотря
на все ее скачки, Цена производства все же стремится к какой-то
усредненности, правда с большими перепадами у разных производств и
предприятий. Превращение себестоимости + средняя прибыль в Цену
производства – это процесс длительный с постоянными изменениями. Цена
производства, кроме ранее указанных причин, еще зависит и от темпов
развития экономики, от того растет ли она, стоит на месте или падает.
Чем выше темпы развития экономики, тем выше и стабильнее Цена
производства, и, наоборот.
Еще следует обязательно помнить, что Цена производства – это
не меновая стоимость, и они между собой редко бывают, равны, хотя их
величины колеблются вокруг друг друга. Если рассматривать их средние
величины, то в условиях высоких темпов развития экономики или какой-то
отрасли, меновые стоимости выше Цены производства, если же экономика
(равно отрасль) развивается плохо или стоит на месте и тем более если
она сокращается, то меновые стоимости снижаются в сравнении с Ценой
производства. Понятно, что, если цена (меновая стоимость) на продукцию у
какого-то производителя выше, чем Цена производства, то он имеет
сверхприбыль. Разумеется, если производитель продает
свою продукцию значительно ниже
Цены производства, то ему пора задуматься о своем будущем, не дожидаясь
более худшего развития дел. Наиболее лучший выход из такой ситуации –
это и снижение затрат или повышение производительности (что по сути одно
и тоже). Есть, конечно, еще один путь (не очень хороший) – это стать
монополистом своей продукции. :))
Приятного познания микроэкономики!
|
Картинки
|
|