|
Новый эконом
История экономики
Кочевничество
Автор - Гусев К.Б.
Кочевничество, иначе номадизм (от
греч. nomás, родительный
падеж nomádos — кочующий) -
это форма хозяйственной деятельности и связанного с ней образа
жизни, связанная с постоянным перемещением. Термин «Кочевничество»
изначально применялось просто к образу жизни первобытного человека,
но в дальнейшем стало употребляться отдельно и по отношению к образу
жизни скотоводов аридных (засушливых) зон, а далее и к архаическим
хозяйственно-культурным типам бродячих охотников и собирателей.
Кочевничество зародилось практически с появлением человека на
Земле. Еще находясь на стадии развития стадности человек
удовлетворял свои пищевые потребности преимущественно за счет
собирательства, а затем и охоты. Хозяйственная деятельность в виде
собирательства и охоты требовала от человека постоянного перемещения
в поисках мест с большим количеством необходимых плодов и
разнообразной дичи. Причем таких мест, где плодов и дичи было не
просто достаточно, но и чтоб их было удобно добывать. В крупных
озерах, реках и море рыбы вполне достаточно, например, но
первобытный человек еще не умел ее там ловить. Поэтому наши далекие
предки предпочитали рыбной ловлей заниматься на мелководье с помощью
дубин или острых палок.
С развитием человечества и появлением земледелия, часть родов
стало вести оседлый образ жизни, то есть перестали все время
перемещаться, а начали обустраивать постоянные стоянки для возможности
занятия земледелием. Так с появлением земледелия часть человечества
из Кочевников превратилась в оседлых аборигенов. Те же группы людей,
которые не осели и не занялись земледелием, продолжали кочевать,
занимаясь в основном сбором плодов, охотой и рыбной ловлей. Стоянки
кочевников носили временный характер, и если, в начале – это были
пещеры, различные веточно-травяные навалы, то с приручением ряда
животных, их жилища превратились в легкие сборно-разборные конструкции
(юрты, вигвамы и т.п.)
После приручения людьми ряда животных (буйволы, бизоны,
лошади и т.д.) человечество пришло к новому виду Кочевничества –
скотоводству. Перегоняя свои стада животных от одного пастбища к
другому, человек тем самым кочевал, перенося свои стоянки следом.
Кочевничество как скотоводство зародилось в конце 3-го тысячелетия
до нашей эры. Этот вид хозяйствования был характерен для степных и
горностепных районов Евразии и Америки. В последствии такое
Кочевничество распространилось и на другие районы Земли, появившись в
Центральной и Средней Азии, и далее расширилось до Западной Азии и
Северной Африки.
Но, кроме перемещаемого скотоводства, имело место и оседлое,
а также и полуоседлое пастушечье скотоводство, которым занимались
оседлые племена, ведущие в основном земледельческое хозяйство.
Скотоводство для них было дополнительной или вспомогательной отраслью
хозяйствования.
Переход к развитию скотоводства способствовал росту поголовья
скота племен, особенно в условиях Кочевничества, которое
способствовало освоению ранее незаселённых областей аридной зоны,
развитию связей между племенами. Наиболее приспособленными для
Кочевников животными оказались овцы, лошади, верблюды и козы. В
арктической зоне в сравнительно позднее время под влиянием южных
скотоводческих племён сложилось Кочевое оленеводство. Скотоводство,
составлявшее основное занятие Кочевников и полукочевников, могло
сочетаться и с другими видами занятий: земледелием, торговлей, охотой.
Нередко часть того или иного племени кочевала, а часть была оседлой. В
различных природных условиях сложились разные формы кочевания:
«меридиональное» (стада перегонялись летом на Север, зимой — на Юг),
«пустынное» (кочевание велось от колодца к колодцу или вокруг колодца),
«вертикальное» (кочевание с зимних пастбищ, расположенных в долинах, на
летние высокогорные) и другие виды. Для Кочевников характерны
специфические явления материальной и духовной культуры и устойчивое
сохранение пережитков племенной структуры. В кочевые группы для выпаса
скота и перекочёвок объединялись обычно племенные подразделения;
существовали племена и союзы племён. Идеологически такая форма
организации осмысливалась в виде общности происхождения, обычно
легендарной, так как действительное кровное родство имело место только в
мелких кочевых группах.
С глубокой древности у Кочевников была развита частная
собственность на скот и специфическая, вытекающая из условий кочевого
скотоводства, общинная форма собственности на пастбища и источники воды.
Однако, с развитием скотоводческого Кочевничества уже к концу
первобытного периода, чувствуя большую выгоду, вожди и зажиточные
скотоводы, используя свою власть и экономическое положение, захватывали
лучшие участки пастбищ в личное пользование. Особенно это стало быстро
развиваться в период выделения патриархальных семей, разделом
общеродовой (общеплеменной) собственности. У Кочевников длительное
время сохранялись патриархальные формы рабства, продажа рабов,
захваченных во время военных набегов. Сущность и характер общественного
разделения труда обусловливали во все исторические периоды необходимость
экономических, политических и культурных связей между
кочевниками-скотоводами и оседлыми земледельцами. Мирные отношения
иногда прерывались враждебными столкновениями. В истории нередко
образование Кочевниками крупных временных объединений («кочевых
империй»), иногда превращавшихся в мощные феодальные государства на
территориях с оседлым земледельческим населением (государственные
образования в монгольское и послемонгольское время в Средней Азии, Иране
и других территориях). Однако с появлением феодальной эпохи Кочевое
скотоводство развивалось очень медленно, что задерживало и развитие
социальных отношений и рост общественной производительности труда.
Поэтому уже в конца 19 века начался кризис кочевого скотоводства,
вызванный развитием капиталистического животноводства и распространением
механического транспорта, вследствие чего часть кочевников разорялась, а
часть переходила к оседлости.
Похожая история Кочевничества происходила и на
территории царской России в начале 20 века. В это время Кочевничество
преобладало у казахов, киргизов, части туркмен, бурят, балкарцев,
карачаевцев, ногайцев, алтайцев и других народов. Но с приходом в Россию
капитализма Кочевничество постепенно стало вымирать, и местные скотоводы
массово переходить на оседлый образ и жизни и хозяйствования. Однако и
ныне еще в ряде стран Центральной и Западной Азии и Северной Африки ещё
сохранились большие группы кочевников (среди монголов, арабов, курдов,
белуджей и других), которые современным методам хозяйствования
предпочитаю Кочевничество.
Приятного познания истории экономики!
|
Картинки
|
|